
Журналист: Надежда Киселева
Здесь я дышу…
добавлена: 26.11.05
Здесь я дышу…
Как-то я прочитала в одной газете, что Земфиру и её творчество можно только любить или только ненавидеть, но остаться к ней равнодушным просто невозможно. Позволю себе с этим согласиться, но после концерта, который состоялся 19 ноября в Ледовом дворце, добавлю: Земфира сама создаёт то, за что её можно любить или не любить, третьего не дано. Но обо всём по порядку.
Прохладным субботним вечером в приподнятом настроении я шла на концерт Земфиры и удивлялась таинственным совпадениям. Ровно месяц назад – 19 октября в 19:00 – я точно так же направлялась на концерт роко-попсовой группы «Звери». И место тогда у меня было 19-ое на третьем ряду. На этот раз всё повторилось: 19-ое ноября, 19:00, 19-ое место на третьем ряду. Словом – дежавю наяву.
Стоит отметить, что всех, кто приходит на любой концерт, можно разделить на две категории: настоящие фанаты и любопытные любители. Для первых их любимый артист – настоящее божество, повелитель душ и сердец. В тот момент им неважно, во что одет их гуру, как и что он поёт, как ведёт себя. Главное, что он здесь, что он стоит в десяти метрах от тебя, ты видишь его и пусть он так и стоит, просто стоит, но только бы никуда не ушёл, только бы не ушёл… Любопытные любители всё воспринимают несколько по-другому. Они пришли не просто посмотреть на человека, чьё творчество им нравится (именно так – прежде всего творчество, а не человек, в отличие от фанатов), но и оценить это творчество вживую, послушать, рассказать другим, обсудить, заметить всё. Эдакие агенты 007. Фанатов можно сравнить с неудержимой надвигающейся огромной волной – это настоящее цунами без особого направления. Течения же составляют те самые любопытные, к объективным оценкам которых потом будут прислушиваться те, кто на месте действия не был. Ведь согласитесь: трудно сказать что-то, кроме как «Ух ты, как это было!», когда ты посреди цунами и понятия не имеешь, куда плыть.
Итак, я пришла… Охранники на входе тщательно обыскали сумочку. Вероятно, искали пистолет. У меня?! Ах да, забыла – я же секретный агент. Чужая среди своих. Увидев фотоаппарат, один охранник вяло заметил: «А фотографировать нельзя. А то Она петь не будет. Увидим вспышку – выведем из зала!» «Я – корреспондент!» – наполовину соврала, наполовину сказала правду я. «О-о-о! – оживился представитель закона. – А журналистов она вообще терпеть не может!» А жаль… Мы, журналисты, порой очень даже хорошими бываем. И образованными, и вежливыми, и тактичными. Но когда я перед началом концерта сфотографировала зал (точнее каток, преобразованный в зал) со зрителями, мне заорали: «Нельзя снимать, нельзя! Вам же сказали!» Как, и зрителей нельзя?!
И вот после долгих уговоров (минут 15-20 все кричали: «Земфира, выходи!») явилась Она, девушка из Уфы, которая 7-8 лет назад опровергла устоявшееся мнение, что знаменитым можно стать лишь имея большие деньги или знакомых в шоу-бизнесе. В 1998-м году Рамазанова совершила отчаянный поступок, поставив на карту всё. Земфира собрала группу, заняла деньги и отправилась покорять столицу. «Блеф и везение» – так уже через несколько лет она напишет в своём дневнике о том времени. Её риск был оправдан – практически сразу она выпускает первый альбом «Земфира». И – несомненный успех. Из всех динамиков страны мы слышим: «Кроме счастья есть зима, простуда, просто невезенье. В воскресенье ты же будешь улыбаться и казаться, между прочим, лучше всех…» Её песни завораживают и цепляют, она привлекает к себе внимание скандальностью и образом «не такая, как все». Позже были и падения, и взлёты. Но даже во время чёрных полос её никогда не забывали, а только спрашивали: «А куда делась Земфира, вы не знаете? Что-то её давно не слышно». Новая волна земфиромании накатывала каждый раз после очередного альбома – «П.М.М.Л.» в 2000-ом году и «14 недель тишины» в 2002-ом. И теперь – альбом с кровожадным названием «Вендетта», который многие восприняли спокойней, чем раньше, понимая, что Зема плохих песен уже не напишет, а просто будет меняться. В целом же «Вендетта» – более лиричный альбом, где гитарные и электронные звуки сочетаются очень стильно. На концерте Земфира исполнила почти все песни с «Вендетты»: жёсткий вариант «НебоМореОблака», мелодичную песню «Дыши», хитовую «Итоги», безысходную «Жужа», как чёрно-белое фото «Так и оставим», лёгкую и озорную «Разные», маленький шедевр «Блюз», стёбную «Повесица», загруженную в матрицу «Прогулка» в стиле 80-е – 2000-е, чувственную «Малыш», взрывную, абсолютно концертную песню «Дай мне руку», невероятно близкую по настроению «Самолёт». Кроме того, спела она и старые хиты – «Хочешь?», «Главное», «До свидания», «Прости Меня Моя Любовь», «Ариведерчи», «Мачо», «Бесконечность», «Любовь как случайная смерть» (саундтрек к фильму Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила»).
Замечу, что есть певцы, альбомы которых слушаются с трудом или не слушаются вообще, но как только неизбалованный визитами заезжих артистов зритель узнаёт об их концерте, бежит покупать заветный билетик. И – аншлаг, причём всегда. Конечно, такие артисты делают шоу. Скорее, поют под фонограмму. Но есть в их выступлениях один плюс – они к зрителям относятся как к людям, а не как к вешалкам в прихожей. Они поют для зрителей, а не для себя. Хотя и для себя, естественно, тоже. Ради денег (кушать-то всем хочется). Только вот на концерте они этого не показывают и выкладываются по полной. Честь им и хвала за это.
А есть совсем другие певцы. На Земфиру шли, потому что она почти легенда. Среди её достоинств – бесспорный талант, красивый голос, профессиональные песни, качественная музыка. Поэт, композитор и исполнитель в одном флаконе – обычная для рок-музыки вещь, но в Земфире это всё чувствуется острее. Её альбомы всегда покоряли искренностью, свежестью, неповторимостью, слушались на одном дыхании. Альбомы, но не концерт. Весь стиль Земфиры – и поведение, и одежда, и манера исполнения – в этот вечер подходил под образ «Мне всё равно, что обо мне подумают. Вы должны быть счастливы уже потому, что Я к вам приехала. Я буду делать всё, что захочу. А уж вам решать – принять меня такой, какой мне удобней быть или нет. Так или иначе, мне будет абсолютно безразлично ваше мнение». Походная одежда, тёмные очки, резкие движения. Голоса почти не слышно, всё заглушает музыка. Диалога со зрителями у Земфиры не получилось, создавалось ощущение, что поёт она исключительно для себя. А раз для себя, то особо можно и не стараться (хотя билеты на её концерт были самыми дорогими за последнее время), тем более что городишко у нас маленький, и зрители глупенькие – всё равно ничего не поймут. Так, наверное, думала певица. Между песнями она о чём-то болтала с музыкантами, много курила и пила коньяк, что мне показалось огромным неуважением к зрителям. Впрочем, пафос есть пафос. Некоторым нравится. Заядлые фанаты, которые ездят за Земой по всем городам (их можно было узнать по розовым шарам с признаниями в любви) были просто в восторге, когда она ловким движением смахивала пепел с очередной сигареты. Тогда они начинали громко визжать и вообще прибывали в каком-то невесомом трансе, как будто это недосягаемый мудрейший бог наконец-то одарил их, простых смертных, своим вниманием, посыпав сверху золотой дождь… К слову, принимали же наши депутаты закон о запрете на распитие спиртных напитков в общественных местах. Ну и где он? Или сцена не общественное место? А то, что делала Земфира, может оказаться посерьёзней, чем обычный пафос. Это, мягко говоря, пропаганда нездорового образа жизни. Можно, конечно, просто над этим посмеяться, махнуть рукой, сказать, что бывало и похуже, только нужно помнить одно: мы в нашей стране всегда всё пускали на авось, и никто никогда не чувствовал, что его могут наказать. Я, разумеется, не говорю, что певицу прямо на концерте надо было оштрафовать. Но следить за собой должен каждый, независимо от того – бог ты или простой смертный.
Всего же Земфира спела более двадцати песен. Начало было откровенно скучноватым. К середине все немного оживились, и Рамазанова на пару песен даже сняла тёмные очки. К концу на певицу, видимо, подействовал-таки коньяк, и две песни – «Разные» и «Бесконечность» – она спела на ура. Наконец-то захотелось аплодировать! Но недолго я радовалась. Зема представила музыкантов, и как только барабанщик закончил свою блестящую партию, удалилась по-английски. Для концертов это обычное дело, но здесь уж она перестаралась. Вызывать её спеть на бис пришлось очень долго. Многие ушли, так и не дождавшись. И когда все уже потеряли веру в чудо… постойте, что это? Земфира возвращается (здесь следует поставить разные знаки препинания – и унылую точку, и спокойное многоточие, и много восторженных восклицательных знаков, и удивлённо-вопросительный – потому что эмоции у всех были разные). Наградой тем, кто всё-таки дождался, были жемчужины этого концерта: отлично спетые «До свидания», «Главное», «Хочешь?» и «Блюз».
В завершение добавлю, что после концерта я не стала относиться к Земфире намного хуже, потому что уважаю её за песни, которые рождают необъяснимые чувства, вдохновляют, заставляют задуматься и, возможно, стать лучше. Но на её концерт я больше никогда не пойду. В плеере она родней и интересней, песни можно пропустить через душу и даже представить себя на месте героини. На концерте этого как-то делать не хотелось. Оттого ли, что ожидания не оправдались, оттого ли, что ни мне, ни Земфире в этот вечер не мечталось, не дышалось… Вот она и спела напоследок: «Покатаемся по городу, отвези меня, пожалуйста, к мосту. Ближе, ближе, здесь я дышу…»
Город ЖЭ это не МЕЧТА, это ГОРОД МЕЧТА!
Городовой Врод Скрягорян
® © МРАЖ "Последняя весна Маркса"
|