
Журналист: ЛюдМила Ковалёва
Хождение по вузам
добавлена: где-то в 2005 году
Гистория о покупателях из Российских Европий ищущих защиты от продавцов коварных.
Немного истории
Ежегодно 15 марта всё прогрессивное человечество празднует Всемирный день защиты прав потребителей. Началось всё с подписания президентом США Джоном Кеннеди 15 марта 1962 года билля, закрепляющие эти права в Америке. А с 1983 года по постановлению ООН светлый праздник людей с продовольственными корзинами отмечают во всём мире. В России же Закон «О защите прав потребителей» был принят только в 1992 году. А с 1996 года Российская Федерация находится в составе Всемирной организации союзов потребителей. Несмотря на это, о существовании такого замечательного дня известно далеко не всем. По результатам опроса нашей газеты выяснилось, что только 30% респондентов готовы отмечать этот торжественный день с песнями, плясками и застольем, 60% узнало о нём непосредственно из опроса, 10% же известие об этом событии искренне удивило. Возможно причина в том, что правовая грамотность населения практически отсутствует в наличии. Мы ежедневно сталкиваемся с нарушением наших прав, но либо и не подозреваем, что они нарушены, либо не знаем куда обратиться за помощью. А между тем, в нашем государстве есть федеральный орган по защите прав потребителей - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации при котором действует Управление по защите прав потребителей, имеющее территориальные управления, расположенные в областных и краевых центрах, о чём мы лишь смутно догадываемся. Хотя именно этот орган осуществляют государственный контроль соблюдения законов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, рассматривает дела о нарушениях этих прав, выдаёт предписания об устранении нарушений, налагает на нарушителей штрафы и принимает решения об отзыве товаров, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителей.
Вся правда о наших правах
Всё бы хорошо, если бы мы на самом деле обращались за помощью в организацию, специально для того и созданную. На практике же в большинстве случаев все попытки отстоять свои потребительские права ограничиваются словесной перепалкой разгневанного покупателя с не менее взволнованным продавцом - первый нервно трясёт оторванным каблуком, второй уверенно заявляет, что без представления чека товар возврату и обмену не подлежит. Когда мы предложили эту ситуацию опрашиваемым нами потребителям выяснилось, что 60% из них искренне бы поверили словам продавца, не подозревая, что в законе по этому поводу сказано: «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара».
Тут стоит предупредить о следующем: если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. Но вот если окажется, что ненадлежащее качество вещи – это не ваша вина, то вы имеете полное право потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление (10% опрашиваемых предполагали, что возможен только этот вариант), или соразмерного уменьшения покупной цены, или замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) в семидневный срок с момента заявления этого требования (скромно считали, что имеют право только на это – 60%), или замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, или вовсе расторжения договора купли-продажи, при этом потребитель должен возвратить товар с недостатками. И только 30% справедливо думали, что могут потребовать если и не всего и сразу, то что-либо из вышеперечисленного на свой выбор.
А вот что делать, если приобретённая вещь качественна, без единой затяжки и царапины и, в принципе, ужасно милая, но всего с одним недостатком: на полтона ярче, чем сумочка у вашей подружки, который вы преподнесли чудесные носочки с заморскими мышами по периметру? И на это в законе о защите прав потребителей есть ответ. Вы можете обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Естественно при условии, что вещь не была в употреблении, сохранены её товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, но вот тут уже нужно предоставить товарный или кассовый чеки, выданные вместе с проданным товаром.
За что дают срок (гарантийный и годности)?
60-ти дневная гарантия означает, что товар развалится на 61-й день.
Во всё этом же законе (после прочтения статьи, вы просто обязаны с ним познакомиться), нам сообщается, что срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Информация о нём должна быть помещена на упаковке товара рядом с обозначением стандартов, сведениями об основных потребительских свойствах товара (а в отношении продуктов питания - сведения о составе, в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок, о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний), ценой, гарантийным сроком, если он установлен, правилами, условиями эффективного и безопасного использования товаров, местом нахождения (юридический адрес), фирменным наименованием изготовителя и местом нахождения организации. Так что, покупая плавленый сырок «Дружба» или солёную соломку «Три поросёнка» обязательно убедитесь в содержании ими этой информации, потому что иначе они продаются не законно.
Если же цель вашего визита в магазин не здоровая и полезная пища, а, к примеру, незаменимые в нынешнюю погоду нескользящие галоши, то вам следует обратить внимание на гарантийный срок, который исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Здесь нужно знать, что если вы купили сезонный товар (обувь, одежду и т.д.), то эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
Этот вежливый персонал
Жаль, что нет закона против хамства и плохого обслуживания, потому как всё из того же опроса видно - 40% потребителей хоть редко, но сталкиваются с этим неприятным явлениям, а вот 55% довольно часто. Лишь 5% оказались теми счастливыми людьми (а вернее тем счастливым человеком), которых сия участь обошла стороной. Времена, когда продавщица могла спокойно не реагировать на просьбы, швырять товар на прилавок и разговаривать с непроницаемым лицом, к радости, ушли. Теперь это просто не выгодно, так что правильно делают все 100%, когда собираются не молчать в ответ на хамское поведение, а восстанавливать справедливость своими силами или обращаться к администратору заведения, ведь уважающие себя фирмы будут заинтересованы в такой информации.
Кстати, вот в этих заведениях по мнению респондентов есть наибольшая вероятность встретиться лицом к лицу с «милым и заботливым» персоналом: кафе Holsten, магазины «Дары природы», «Дружба», «Лукоморье», павильоны центрального рынка и на остановке Спартаковская, магазин «Метелица», DVD салон магазина «Уют», «Европа», «Башня» и все пункты продажи в 3 корпусе ОГУ.
И вот ещё что:
Надеюсь я не напрасно написала эту длинную и поучительную статью. Думаю, что приведённые выше законы смогут помочь, когда вас соберутся обмануть, уверенные в вашей правовой неграмотности. Желаю всегда отстаивать свои права. В этом вам смогут помочь сам закон о защите прав потребителей и многочисленные сайты на эту тему, например - www.probuy.ru.
Удачных покупок!
Бастет 
Город ЖЭ это не МЕЧТА, это ГОРОД МЕЧТА!
Городовой Врод Скрягорян
® © МРАЖ "Последняя весна Маркса"
|