Преподаватель: С.Г. Антонова, В.И. Соловьев, К.Т. Ямчук
Тема: Редакторская деятельность в современных условиях


Содержание работы редактора
Современный редактор - это специалист в области издательского дела и редактирования, от которого требуется быть проектировщиком и конструктором книги, непосредственным исполнителем, организатором и руководителем ее создания и распространения. В своей деятельности редактор пользуется подходами, которые обусловлены спецификой современного редакционно-издательского процесса и включают определенные принципы, методы и способы действий. Необходимое условие успешной работы редактора - осознанное, творческое и самостоятельное осуществление своих функций, основанное на знании ее сущности, структуры и механизма редактирования.
Методология деятельности редактора предполагает установление предпосылок, условий и последовательности операций и действий, необходимых для создания, выпускай распространения издания. От редактора требуется личное участие в определенных операциях и действиях и выполнение организационно-управленческих функций, а также квалифицированный контроль за редакционно-издательским процессом на всем его протяжении. Таким образом, труд редактора является центральным звеном всего редакционно-издательского процесса.
Творческие и практические действия и операции, которые в совокупности составляют деятельность редактора, взаимообусловлены и целесообразно между собой связаны, что указывает на ее системный характер. Системность относится к важнейшему методологическому принципу редакторской деятельности. Газета, рассматриваемая в качестве конечного продукта труда редактора, относится к системообразующим факторам редакторской деятельности. Она определяет ее состав, структуру, содержание, совокупность выполняемых операций и действий, их последовательность, а также применяемые формы, методы и средства.
Цель деятельности редактора всегда конкретна. Она заключается в создании, выпуске и распространении такой газеты, которая соответствует читательским потребностям и спросу. При этом газета может рассматриваться с позиций объективно необходимых, то есть общественных, или субъективно личностных потребностей. В первом случае речь может идти о газете, которая требуется для решения социально значимых задач, обусловленных прежде всего интересами общества, например, об учебной книге, во втором - о газете, нужной разнообразным категориям читателей в соответствии с их личными интересами.
Еще одна сторона цели деятельности редактора - экономическая. Задача заключается в том, чтобы издать рентабельную газету и получить доход от ее реализации. Повышению рентабельности книги в первую очередь должен способствовать квалифицированный учет редактором экономических показателей при ее подготовке и тиражировании. Главный эффект, в том числе и экономический, от целого ряда изданий, например научных, учебных, справочных, научно-популярных, информационных, заключается в распространении знаний, информации о достижениях науки, техники и культуры, способствующих прогрессу общества. Однако в современных экономических условиях редактор не может не считаться с тем, что издательское дело является бизнесом, и газеты необходимо ориентировать на покупателя. Так что, говоря об экономической стороне деятельности редактора, нужно иметь в виду коммерческий аспект. Коммерциализация является важным фактором, влияющим на методологию редакторской деятельности. Редактор должен быть всегда готов ответить на вопрос: какая газета нужна читателю, а еще точнее - какую газету в состоянии купить читатель. В работе над газетой редактор не может игнорировать сложившееся представление о ней как о товаре. Однако он должен знать, как обеспечить в газете сочетание духовного и материального.
Таким образом, редактору важно учитывать, что степень общественного воздействия газеты, в том числе на потенциального покупателя, зависит от тех, кто создал газету.
Еще одним фактором, который определяет методологию редакторского труда и его характер, является технология производства газеты. Это хорошо видно на примере информатизации современного издательского дела и внедрения новых информационных технологий в редакционно-издательский процесс. Использование информационных технологий, основанных на компьютеризации редакционно-издательского процесса, и, в частности, появление электронной газеты обязывают редактора к поиску и освоению новых форм и методов работы, к решению организационно-структурных и психологических проблем. Редактору необходимо учитывать, что применение новой издательской техники и информационных технологий приводит к существенным изменениям в психике, преобразует деятельностные и познавательные процессы редакционного коллектива, воздействует на структуру традиционных ролевых функций, влияет на характер общения в коллективе. Определяя методологию работы редактора, особенно на производственном этапе, новые информационные технологии существенно повышают скорость подготовки и выпуска книги и оперативность доведения ее до читателя, что имеет прямое отношение к успеху в удовлетворении читательских потребностей.
Во множестве определений газеты, в высказываниях о ее свойствах и функциях подчеркивается ее роль как средства коммуникации и способа передачи информации. Как информационно-коммуникативное средство газета приобретает особую роль в условиях информатизации общества, когда каждому потребителю информации должна быть обеспечена возможность ее быстрого, точного и полного получения. Рассмотрим некоторые требования к газете, имеющие важное значение для методологии редакторской работы над ее созданием и распространением. В общем случае их можно свести к пяти положениям:

1. Газета - источник информации, предназначенной для использования.
2. Каждому пользователю (читателю) — свою газету.
3. Каждой газете — своего пользователя (читателя).
4. Следует экономить время пользователя (читателя).
5. Газета - это информационная система.

Что стоит за перечисленными положениями? Согласно первому, газета должна быть информативна, ее содержание должно отличаться актуальностью, новизной, научной, эстетической, практической значимостью, характер информации должен соответствовать виду книги. Второе положение заключается в том, что газета должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей читателя, на предоставление ему релевантной и полной информации. Из этого положения вытекает необходимость избирательно-дифференцированного подхода к созданию газеты с уче¬том разнообразия читательских потребностей и интересов. Третье положение указывает на необходимость продумывать и практически осуществлять заблаговременные действия, стимулирующие спрос читателей на газету. Четвертое сводится к тому, чтобы создавать газету и доводить ее до пользователя (читателя) в самые короткие сроки. Успешному решению данной задачи может способствовать использование наиболее совершенных форм и методов редакторской подготовки газеты, технологии ее изготовления и распространения. В пятом положении подчеркивается, что книга должна состоять из совокупности элементов – информационного труда и аппарата, органически связанных между собой, благодаря чему она может выполнять функции целостной локальной информационной системы.
Разработка концепции издания является важнейшей творческой операцией, выполняемой редактором. Формируя концепцию издания, редактор создает его обоснованную модель. С точки зрения психологии творчества, понятие концепции нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которая складывается в ходе редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик. Исходная информация включает разнообразные сведения, с учетом которых создается издание. Это - авторский замысел произведения, составляющего основу издания, характер и содержание читательских потребностей, видо-типовые признаки издания. Концепцией определяется вся последующая творческая и практическая работа над изданием. Создать концепцию значит спроектировать будущее издание. Задача редактора, проектирующего газету, найти и обосновать ее параметры, как по типологическим признакам, так и по оформлению -художественному, техническому, формату и т.п.
Особо нужно указать на важность для работы редактора всестороннего рассмотрения и учета типологических характеристик издания. Целевое назначение и читательский адрес, функциональная предназначенность должны быть заложены уже в концепции издания, на них опирается редактор при проектировании газеты. Типологическими признаками издания редактор руководствуется, работая над ним на протяжении всего редакционно-издательского процесса.
Определенную направленность действиям редактора при работе над изданием задает тематическое планирование. Связанное с формированием репертуара, определением тематики и видов изданий, последовательностью и сроками их редакторской подготовки, тематическое планирование определяет характер организационно-управленческих действий и методов работы редактора в течение всего редакционно-издательского процесса вплоть до распространения готовой газеты.

Город ЖЭ это не МЕЧТА, это ГОРОД МЕЧТА!

Городовой Врод Скрягорян

® © МРАЖ "Последняя весна Маркса"













































































































Hosted by uCoz