
Афтар: Катя Пло
Дед Трескун и Занкта Клаус: ху из ху?
добавлена: 03.01.06
Дед Трескун и Занкта Клаус: ху из ху?
Совсем недавно на сайте «Города Жэ» была опубликована статья ЛюдМилы Бастет «Дед Мороз мёртв», где она праведно гневилась по поводу засилья образа Санта Клауса в магазинах и наших бесстыжих душах и потери волшебного образа Дедушки Мороза. Меня эти два чувака очень заинтересовали, и я решила покопаться в архивах, дабы познакомиться с историей обоих отморозков и выявить их национальные особенности. Забавно, однако, поразмыслить о том, кем на самом деле является популярный персонаж нашей массовой культуры, за которого так искренне заступилась Бастет.
Начнём с Санты.
Версия намба уан. Прообразом Санта Клауса был Святой Николай, который родился в 3 веке в городе Патара (что в малой Азии, Ликии) у весьма состоятельных родителей. Святой Николай один из самых почитаемых христианских святых. Честь эта выпала ему за великую доброту к людям и за многие творимые им чудеса. Позднее он стал епископом в городе Мира (ныне Демре, небольшой городок неподалеку от Финикии), поэтому получил имя Мирликийский.
В этом городке ему даже воздвигли памятник. Святой Николай традиционно считается на Западе и в Америке дарителем подарков. В некоторых странах рассказывают, что Святой Николай подбрасывал в дома бедняков набитые золотом кошельки (по неподтверждённым сведениям, такими золотыми кошельками расплачивался Абрамович за Челси), причем многие считают, что святой подбрасывал кошельки через дымоход, и они попадали в башмаки, которые оставляли сушиться у очага. Поэтому во многих западно-европейских странах и сегодня принято новогодние подарки, особенно детям, прятать в сапожки, туфельки, или башмачки (а не в вонючие носки, как принято считать скептическими россиянами). Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в 7 и 18 веках, привезли c собой туда и предания о Святом Николае. Одной из первых церквей, построенных в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас или Синт Николас, позднее получившая название «Санта Клаус».
Версия намба ту. В 1804-м году в Нью-Йорке под патронажем Святого Николая было основано историческое общество. В 1809 году Вашингтон Ирвинг опубликовал сатирическую «Историю города Нью-Йорка», где надсмехался над голландским прошлым Нью-Йорка (многие традиции, в том числе и Святой Николай даритель подарков, пришли в Нью-Йорк из Голландии). Ежегодно в день святого Николая на улицу выносили деревянную статую святого (высокую, в длинной мантии) и пели песню о святом Николае Занкта Клаусе (по-голландски Sinterklaas).
Я была не то чтобы удивлена, а слегка ошарашена тем, что в наше время многие американцы считают, что современный образ Санта Клауса был придуман рекламной службой компании «Кока-кола». Это мнение, видимо, сложилось из-за того, что Санта Клаус одет в красно-белый костюм, а именно эти цвета являются фирменными цветами компании «Кока-кола», а также оттого, что в своей рекламной кампании фирма «Кока-кола» изображает Санта Клауса с бутылкой Кока-колы. Ну, что ж, умственным способностям американцев можно только позавидовать, но мы-то люди независтливые ;).
Над американцами, конечно, всегда зашибись ржать, но если спросить среднестатистического русского человека о том, знает ли он, откуда пошёл образ Деда Мороза, то я сильно сомневаюсь, сможет ли он хоть что-то сказать по этому поводу… Я и сама, по правде говоря, до этой статьи мало разбиралась в подробностях его личной жизни (гореть мне в костре стыда и позора!). Что-то я отвлеклась…
Так вот, Дед Мороз появился у нас очень давно. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала (слово-то какое…). Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех (сейчас мы по-любому бы надежду Бабкину взяли!).
Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он подобрел и за подарками не приходит, а приносит их сам. Да и рожи не такие страшные корчит! С принятием христианства языческие обряды были, конечно, «упразднены», и поэтому существуют и по сей день (кто не понял смысл этой фразы обращайтесь, объясню). Колядующие изображали не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но «старшой» есть и сейчас.
Согласно другой версии, прапрадедом современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз Красный Нос хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном (я, когда первый раз это название услышала, долго под столом полумёртвая от смеха валялась) и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым, как русские морозы, нравом. С ноября по март Дед Трескун (ой не могу, мне опять плохо, как же меня от этого имени прёт!) был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось (ещё бы, с таким-то прозвищем!)! Он был женат на презлющей особе Зиме.
Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года серединой зимы январем. Холоден и студен первый месяц года царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, это самая пора снеговеев. В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку «Морозко». Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил (хорошо, что ничего не отморозил, гы-гы), да потом одарил, а злую и ленивую (почти студентку ФЖ) заморозил насмерть (нас фиг заморозишь!). Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов (кстати, интересный факт: у эскимосов Новый год приходит, когда выпадает первый снег).
А теперь о самом интересном, точнее, о развратной блондинке с третьим размером косы о Снегурочке. Эту часть ещё можно назвать «о том, как ёлка стала советской». Оказывается, новогодний праздник с хороводом вокруг ёлки возродился только в середине 30-х годов прошлого века. Типа решили в нашей безбожной стране хоть что-то хорошее сделать! Первая трудность состояла в полном отсутствии каких бы то ни было традиционных моментов: раньше рождественская ёлка (подчёркиваю: рождественская) была семейным праздником. Школьные ёлки начали проводить только во второй половине 19 века, в основном для сирот и детей из неимущих семей. Сценарии таких общественных елок существовали, но сводились к нескольким пунктам: чтению стихов о зиме и елке, танцу снежинок и подаркам под елкой.
Но, чего греха таить, и сейчас маленькие сопляки читают стишки про Путина на табуретке и бьются в агонии, изображая снежинок (хотя это я сейчас только такая злая, а в детстве ого-го как на детсадовской табуретке зажигала!). Как говорят специалисты, Дед Мороз впервые появился на этом празднике в 1910 году (а Снегурочки не было вовсе, маленькая, наверное, ещё была). А главным событием рождественской елки было Рождество Христово, оно наполняло смыслом все происходящее и определяло его сценарий (т.е. были разные сценки, изображающие рождение младенца Иисуса, стояние над ним волхвов и всё в этом духе).
По директиве советских начальников ёлка оставалась праздником чудесным, волшебным, но ожидание чуда необходимо было лишить религиозного смысла. А так как мы знаем, что у советских людей была неограниченная, но немного больная фантазия, сначала советскую мистику организовывали так: на сцене зажигались два пылающих костра, и становилась заметной поднимающаяся фигура Деда Мороза в белом костюме, с длинной бородой и с сумкой через плечо. Жуть! Прямо, как в песне: «Взвейтесь кострами синие ночи…» С младшими школьниками решено было обращаться помягче, поэтому детей в помещение впускали в полутьме. Елка зажигалась, и перед детьми на сцене вырастал Дед Мороз. Но путешествие даже в полутьме без родителей (родители ждут на улице) младшим дошкольникам внушало ужас ….
Поэтому Дед Мороз был уже не один, а со Снегурочкой шаловливой девчонкой, которая мешала Деду в его разговорах с детьми и выдавала его тайны всё тем же детям. Это создавало большую интимность между Дедом Морозом и школьниками. Ещё бы: раньше-то Снегурочки были не предпенсионного возраста с пергидрольными белыми волосами, рвущимися мочалкой из-под казённого кокошника (извиняюсь за грубые подробности, но зачастую Снегурочками работают какие-нибудь заведующие столовыми или главные бухгалтеры, которые к светлому юному образу не подходят по определению)
Вот такие вот дела, товарищи. Единственное что хочется добавить то, что Дед Мороз был и есть главный персонаж Новогодних праздников и никакому Санта Клаусу не снилось прибрать к рукам непокорных российских детишек, но до этого он вытеснил предыдущего главного героя Младенца (Христа то бишь), чего, собственно, и добивались коммунисты, превратив добрый семейный праздник а какую-то гусарскую всенощную гулянку… И сейчас в Новогоднюю ночь к нам в дверь (окно, трубу) стучится поддавший Дед Мороз и не поздравляет с Новым годом, а просит денег на 100 грамм и такси.
P.S. specially 4 Bastet:
В наше время культ Санта Клауса раскрутили продажные америкосы, поскольку Санта является символом рождественской подарочной вакханалии в США ведь от того, сколько купят американцы подарков, зависит чуть ли не будущее мировой экономики в грядущем году. Так что простим милые шалости наших потребителей, которые зачастую предпочитают купить яркого Санта Клауса, нежели приевшегося Деда Мороза всё равно все эти поющие и лыбящиеся Клаусы made in Korea или China…
В качестве примиряющего фактора предлагаю вместо слогана «Санта Клаус, выходи!» скандировать «Ку-клукс-клан, сдавайся!»…
Всех люблю, всех целую, Катя Пло.
.
Город ЖЭ это не МЕЧТА, это ГОРОД МЕЧТА!
Городовой Врод Скрягорян
® © МРАЖ "Последняя весна Маркса"
|