Преподаватель: Долин Ю.Т.
Тема:Подборка статей "Заметки по культуре русской речи"


Мат - Мату!
(О засорении нашей речи)
Наш русский язык богат словами-омонимами, которые произносятся одинаково, а смысловое значение имеют разное. Так и слово «мат». В шахматной игре оно имеет одно значение, в спорте, в частности при выполнении различных упражнений, - другое значение. Наша же заметка, как вы догадались, посвящена совсем другому «мату».
К сожалению, у многих современных носителей русского языка речь бывает «пересыпана» матерными словами и выражениями. Причём, многие подростки, а также и студенты вузов, почему-то считают даже модным нецензурно выражаться. Но это ведь дурная «мода», от которой следует решительно избавляться!
Нельзя умолчать, что после отмены цензурных запретов и провозглашения свободы слова в 90-х годах прошлого века, в т.н. «постперестроечный период», некоторые наши журналисты и писатели стали ратовать за свободное употребление в периодической печати, художественной литературе, а также в теле- и радиопередачах вульгарных и даже матерных слов и выражений. Выступать за «демократизацию» современного русского языка. В наше время эти «словесные сорняки» (по-другому их не назовешь!) действительно встречаются в отдельных газетных и журнальных публикациях, кинофильмах, «звучат» по радио и с телеэкрана. Так, например, одна из публикаций в «Аргументах и фактах» имела название «Непристойные слова как явление культуры» (разу скажем: хороша культура!). В ней автор берёт под защиту русский мат и, призывая «беречь» его как общенародное достояние, рекомендует при этом все матерные слова и выражения в алфавитном порядке ввести в толковые словари русского языка, т.е., тем самым, «эмансипировать» русский мат. С чем, конечно же, принципиально нельзя согласиться. Хочу сказать, что эта «тема»: засорение современного русского языка нецензурной лексикой – неоднократно затрагивалась на страницах журнала «Журналист». И всякий раз – с осуждением таких горе-журналистов.
А отдельные наши современные писатели, «любители» русского мата (имею в виду Эдуарда Лимонова, Венедикта Ярофеева, Игоря Волгина и др.), считают, что он якобы повышает реализм в их «творениях», делает речь их героев правдоподобной, соответствующей самой реальной действительности. Такова их «философия» по этому вопросу. Однако эти горе-философы забывают о том, что художественное произведение, или спектакль, или кинофильм – это, прежде всего, произведение искусства, а не отражение голого натурализма. Ведь ещё великий Пушкин призывал к тому, чтобы всякое художественное произведение пробуждало в читателях «чувства добрые», а не низменные.
Ярким примером тому может послужить пьеса А.М.Горького (чьё имя носит Оренбургский драмтеатр) «На дне». Из биографии писателя известно, что в процессе работы над ней он, сопровождаемый известным журналистом и писателем Владимиром Гиляровским, посетил многие московские ночлежки и уж, конечно, наслышался там «всякого». Но в самом тексте этой пьесы мы не встретим ни одного вульгарного (а тем более, матерного) слова. И её реализм от этого нисколько «не пострадал». Она до сих пор не сходит со сцен многих театров как в России, так и за рубежом. А всё потому, что была написана большим Мастером художественного слова, пропевшим гимн Человеку – земному созданию, наделённому разумом. Вспомним его крылатые строки: «Человек!... Это звучит гордо!».
Ничем не оправдана и та нецензурная брань, с которой в конце прошлого года обрушился на пресс-конференции в Ростове-на-Дону Филипп Киркоров на журналистку Ирину Ароян, которая якобы задала ему один «провокационный», с его точки зрения, вопрос. При этом наш певец не отдавал себе отчёт в том, что артистический талант и нецензурная брань – вещи явно не совместимые. С осуждением такого поведения известного артиста выступил затем журнал «Журналист». «Филипп Киркоров в лице нашей коллеги Ирины Ароян в Ростове-на-Дону оскорбил всех нас», - говорилось в редакционной статье журнала. Правда, на Новогоднем концерте Филипп Бедрасович публично извинился перед Ириной.
Всем любителям и «ценителям» русского мата мне бы хотелось напомнить известное высказывание великого писателя-гуманиста А.П.Чехова: «Для каждого интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». Следует помнить, что грамотная, культурная речь – это важнейший составной компонент общей культуры человека. Вспомним другое известное изречение А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Добавим от «имени» самого писателя: и его речь!
Не надо забывать простую истину: если мы засоряем и портим наш язык, то язык, как бы «в отместку», портит и нас самих. «Процесс» - взаимный! Ведь оскудение речи человека (независимо от его возраста) в конечном итоге приводит к оскудению и его мышления.
Если же обратиться к «истории» возникновения русского мата, то следует сказать, что учёные, психологи и языковеды, изучавшие этот вопрос, пришли к выводу, что матерная лексика была создана русским народом исключительно для устного общения, в сугубо узком кругу, с глазу на глаз (а не прилюдно!) для создания неожиданного эффекта неприличия. Таким образом, сферой употребления матерных слов и выражений на Руси первоначально было только просторечие, а не русский литературный язык, а уж тем более, язык художественной литературы.
Известный современный учёный-языковед профессор Л.И.Скворцов в одной из своих статей призывал: «Русский язык надо беречь от засорения вульгаризмами, жаргонизмами, бранными и матерными словами. Наша среда существования, - в том числе и языковая, - должна быть здоровой, экологически чистой, годной для самовыражения и обновления». И профессор абсолютно прав. Ведь в наше непростое время – это, без преувеличения будь сказано, одна из острых социальных проблем!

Город ЖЭ это не МЕЧТА, это ГОРОД МЕЧТА!

Городовой Врод Скрягорян

® © МРАЖ "Последняя весна Маркса"











































































Hosted by uCoz